Погрузочно-разгрузочные машины - классификация

Пневмотранспортные системы

Потребность погрузочно разгрузочные машины и устройства выделить в отдельную группу из большого класса подъемно-транспортных механизмов с более широкой сферой применения, вызвана явной специфичностью сегмента погрузочно-разгрузочной техники, ее особенностями и появлением в нем целого ряда оборудования узкого назначения.

Классификация машин, механизмов, устройств и разного оборудования, применяемого для облегчения погрузочно-разгрузочных мероприятий, насчитывает множество десятков видов машин разного назначения.

Актуальная классификация разгрузочных машин

Обширная номенклатура погрузочно разгрузочных механизмов и устройств обусловлена их многообразными различиями по особенностям назначения, перемещения и разновидностям перерабатываемых грузов, видам грузо-захватного и транспортирующего органов, ходового устройства, привода механизмов, силовой установки и разными другими признаками.

По назначению погрузо разгрузочные устройства, механизмы, машины разделяют на 2 большие группы:

  1. общего назначения: для переработки разных видов грузов  например, к ним относятся — универсальные авто и электропогрузчики;
  2. специальные погрузочно разгрузочные устройства приспособлены для выполнения только одной операции (например, вагоноопрокидыватели) или переработки специфического вида груза (например, пневматические установки для переработки цемента).

Дальше погрузо разгрузочные машины классифицируют по ряду эксплуатационных качеств. Давайте рассмотрим основные типы классификаций, которые применимы к современной технике.

По степени подвижности можно выделить следующие типы механизмов и машин:

  • стационарные;
  • полустационарные (переносные);
  • прицепные передвижные;
  • самоходные.

В качестве силовых установок на машинах устанавливают электродвигатели, дизельные и карбюраторные ДВС. В зависимости от вида силовой передачи различают оборудование с механическим, электромеханическим, гидро- и пневмоприводами, а от типа ходового устройства — на авто-, гусеничном, пневмоколесном и железнодорожном ходу.

Погрузочно разгрузочные приспособления по направлению перемещения груза подразделяют на:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • наклонные;
  • комбинированные.

По характеру перемещения груза разделяют погрузочно разгрузочные устройства на непрерывного действия и периодического. Погрузочно разгрузочные машины и механизмы непрерывного действия груз перемещают равномерно, фактически непрерывным потоком: рабочий орган не останавливается для захвата груза и его освобождения. К таким механизмам относятся конвейеры, многоковшовые погрузчики, элеваторы, установки пневмо- и гидротранспорта.

Погрузочные механизмы периодического действия груз перемещают порциями. Цикл работы такого оборудования состоит из регулярно повторяющихся в какой-то последовательности операций: захвата, перемещения груза к месту выгрузки, его освобождения, возвращения рабочего органа обратно к месту захвата для работы с очередной порцией груза. Оборудование циклического действия — это всех типов краны, вилочные погрузчики, одноковшовые погрузчики, электроштабелеры и пр.

В зависимости от вида груза, с которым работает данное оборудование выделяются:

  • для сыпучих грузов;
  • штучных (в упаковке и таре);
  • навалочных (строительных, сх);
  • наливных (жидких);
  • для крупногабаритов и длинномеров. 

Классификация по эксплуатационным признакам

Давайте немного расширим узкие классификационные понятия. По важнейшим эксплуатационным признакам устройства для механизации работ разделяются на следующие группы.

Краны с грузозахватными устройствами для работы с грузами штучными и насыпными разделяются:

  • на стационарные (козловые, мостовые, портальные, штабелеры);
  • передвижные (авто, пневмоколесные, гусеничные, жд, на спецшасси автомобильного типа, бортовые манипуляторы).

Погрузчики самоходные периодического действия разделяются:

  • на напольный транспорт (авто- и электропогрузчики, электротележки);
  • одноковшовые погрузчики.

Конвейерные погрузчики непрерывного действия применяются для обеспечения погрузки в ТС насыпных и тарно-штучных (например, мешкопогрузочные) грузов. Рабочими органами в таких механизмах являются конвейеры (ковшовые, ленточные, скребковые), также непрерывные питатели: конвейерно-скребковые, шнековые, роторно-ковшовые и пр. Также выпускаются самоходные погрузчики на гусеничном и пневмоколесном ходу и стационарные (с заданным ограниченным рабочим радиусом).

Вагоноразгрузочные машины использующиеся для выгрузки насыпных, порошковых, мелкокусковых грузов бывают:

  • зачерпывающего действия: рабочие органы черпают груз, перемещая его за пределы вагона самостоятельно или с помощью транспортирующих дополнительных механизмов;
  • вагоноопрокидыватели, которые выгружают груз благодаря действию на вагон силы тяжести;
  • инерционные: вагону сообщаются колебательные движения, из-за которых происходит его разгрузка под действием сил инерции;
  • пневморазгрузчики — распространенные устройства для выгрузки из вагона порошковых грузов по трубопроводу благодаря направленному действию струи сжатого воздуха;
  • гидроразгрузчики, которые чаще используют для выгрузки песка, овощей и других грузов под действием водяной струи, которая подается в вагон водобойной установкой.

Также есть вспомогательные разгрузочные устройства, которые самостоятельного применения не имеют, но используются вместе с другими устройствами для погрузочно разгрузочных работ: это силосы, бункеры, рыхлители, грузозахватные устройства, средства пакетирования и пр.

Например, при перевозке грузов через разные климатические зоны груз может слежаться и смерзнуться. Для восстановления его сыпучести с целью выгрузки и последующей очистки жд вагонов применяются бурорыхлительные, виброрыхлительные, виброударные машины, состоящие из портала и подведенного к нему рабочего органа. Груз разрыхливается и выгружается через люки. Ускорению выгрузки способствует дополнительное оборудование: накладные вибраторы, разрыхляющие груз. При необходимости применяются также специальные вибраторы для очистки жд вагонов от примерзших к гулам остатков сыпучих грузов.

Технические параметры

Технические характеристики погрузочно разгрузочных механизмов определяются совокупностью параметров машин. Параметры машин можно условно разделить на 4 группы:

  • геометрические параметры;
  • кинематические (скоростные);
  • грузовые характеристики;
  • производительность.

Геометрические

Геометрические параметры механизмов и машин определяют свойственные им размерные характеристики. Это может быть: база,, вылет, пролет, задний габарит, вылет консоли, колея, высота подъема и пр. Например, для кранов стрелового типа основным линейным параметром считается вылет стрелы.

Кинематические

К кинематическим параметрам относятся скорости движения по отдельности рабочих органов. Это может быть:

  1. Скорость подъема груза — вертикального перемещения в обычном режиме движения техники.
  2. Скорость изменения вылета — под ней понимается средняя скорость перемещения по горизонтали рабочего груза в обычном режиме движения техники.
  3. Время изменения вылета — период времени, который необходим для изменения вылета от наименьшего до наибольшего.
  4. Скорость передвижения — скорость движения крана в обычном режиме движения по горизонтальному пути с грузом, когда скорость ветра не превышает 3 м/с. 
  5. Частота вращения — под ней понимается угловая скорость вращения у крана поворотной его части в стандартном режиме движения при max вылете с грузом на горизонтальной площадке.

Грузовые

Для стреловых кранов важным параметром является грузовой, отражающий зависимость грузоподъемности от параметра вылета стрелы. Грузоподъемность по расчетам обратно пропорциональна параметру вылету. Также грузовыми параметрами являются грузоподъемность и вес погрузочного устройства. Грузоподъемностью является допустимая масса груза в стандартных условиях эксплуатации. Весом машины считается ее общий вес в полной комплектации с заправленным баком. 

К другим параметрам, которые еще точнее характеризуют технические и технологические возможности оборудования, относят массу и мощность силовой установки, ее производительность и пр.

Производительность

Производительность погрузо разгрузочного механизма — это параметр определяющий сколько груза машина перерабатывает за единицу времени. Есть параметры производительности:

  • расчетная или теоретическая — количество груза которое перерабатывает машина за час работы при полной (максимальной) загрузке;
  • техническая — количество груза, которое перерабатывает машина за час работы с фактической загрузкой и использованием коэффициента грузоподъемности;
  • рабочая или эксплуатационная — количество груза, которое перерабатывает машина за определенную единицу времени (час, сутки и пр.) при фактической загрузке. 

Как выбрать погрузочные средства

При выборе машин для проведения погрузки или разгрузки в первую очередь учитывают вид транспорта, которым будет осуществляться доставка грузов. К важнейшим технологическим операциям при погрузке относятся: захват груза из ТС или штабеля, его перемещение и подача к месту переработки или разгрузка в ТС, на площадки и пр.

Выбор оборудования для проведения погрузочно-разгрузочных работ осуществляют в 2 этапа:

  1. Первоначально устанавливают техническую возможность использования оборудования соответствующего типа.
  2. Затем выполняют расчеты и определяют экономическую целесообразность использования того или иного оборудования или устройства механизации. 

Погрузочно-разгрузочное оборудование должно обеспечить эффективную погрузку материалов и их перемещение по площадке, по складу или вне их. Механизмы должны быть надежными и безопасными. Кроме этого, техника на площадке должна быть взаимно увязана по производительности, виду подвижного состава, чтобы обеспечивать комплексную механизацию процесса. Также играет роль снижение трудоемкости работ и их себестоимости.

Рейтинг
Среднее: 4.5 (2 голосов)